m_pavluchenko (m_pavluchenko) wrote,
m_pavluchenko
m_pavluchenko

О Китайском шёлковом пути

Кто следил за экономическими новостями знает, что в последние несколько лет муссируется тема так называемого Нового Шёлкового пути. То есть маршрута доставки китайских товаров в Европу сушей. И вроде как путь тот должен был пролегать частично через Россию и Украину, а в начале предполагалось, что даже через Крым. Мне эта идея с самого начала казалась странной, ведь известно, что сухопутные перевозки в разы дороже морских.

Ясность по поводу этого проекта для меня наступила неделю назад, разъяснил всё Олег Вадимович Григорьев на семинаре. Китайцы всё это затеяли ради того, чтобы свои слаборазвитые западные районы поднять. Ведь если строить там завод, то нужно его продукцию куда-то сбывать. Вот и подумали - зачем произведённое в западном Китае везти к портам восточного побережья (3 тыс. км между прочим), когда до Европы по суше 5 тыс. км. К тому же доставка сушей по времени более чем в 2,5 раза быстрее, чем морем через Суэцкий канал. Правда сухопутные перевозки в разы дороже, поэтому везти предполагали только высокомаржинальные грузы. Отмечу, что вопреки мечтам некоторых экономистов о том, что теперь все китайские грузы поедут через Россию и мы поимеем с этого профит, шёлковый путь должен был идти не вместо, а в дополнение к традиционным морским маршрутам. Он бессмыслен если: во-первых, Европа не станет потреблять больше китайских товаров (а она в условиях кризиса вряд ли станет), во-вторых, Китай не найдёт инвестиций, чтобы создать новые производства на своих западных территориях (а он в условиях кризиса вряд ли найдёт). В общем вся идея очень похожа на химеру, за которую ухватились, потому что в кризисное безрыбье и рак рыба.


Ко всему прочему, Россия и Китай не смогли толком договориться по поводу маршрута "пути" - наши пытались под этот проект "не мытьём так катанием" подтянуть Транссиб, а китайцам до Транссиба товары пару тысяч км. на север везти и потом через всю Сибирь. Никто в Китае этот бессмысленный и жутко дорогой крюк оплачивать не собирается. Более реальным выглядит план, предполагающий, что "шелковый путь" войдёт в РФ либо в Омске, либо в Оренбурге с территории Казахстана (последний только ж/д путей построил 3 тыс. км. под этот проект) и далее протянется железной дорогой до Питера, чтобы везти товары в северную Европу. Что касается южного маршрута, который должен был вывести китайцев в Средиземноморье, то он мог бы пройти через Россию и Украину, но из-за конфликта на Донбассе все пролетели. Теперь этот рукав уже функционирует и идёт через Казахстан-Каспий (паромом)-Азербайджан-Грузию-Турцию, плюс вокруг Каспия строят ж/д ветку через Туркмению и Иран. Россия и Украина остались в стороне. Правда как и предсказывали, стоимость такого маршрута выходит дорого - каждый доставленный таким образом контейнер китайское правительство вынуждено сейчас датировать на 3 тыс. $.

Долго ли Китайцы смогут развивать данный проект? Очевидно, пока у них есть деньги. Только вот на долго ли тех денег хватит? Китайский долг - свыше 16 триллионов $ (корпоративный), а ЗВР - 3,5 триллиона $, причём только в этом году на поддержку курса юаня и удержание китайских бирж от краха они потратили пол триллиона.
Tags: китай, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments