m_pavluchenko (m_pavluchenko) wrote,
m_pavluchenko
m_pavluchenko

Тернистый путь

Оригинал взят у cc_300 в Тернистый путь
Давно ищу статистическую информацию по количеству произведенных автомобилей по странам с самого начала 20 века. Казалось бы - чего проще. Ан нет, нету. Это помогло бы понять и причины, по которым СССР всегда приходилось догонять развитые страны в легковом автомобилестроении, и причины, по котором упор делался на производство грузовых автомобилей в ущерб легковым. Надеюсь, все таки когда-нибудь я найду работу дотошного исследователя, скурпулезно собравшего все данные.


Даже по Царской России толком данных нет. Сложил данные взятые отсюда - http://autogallery.org.ru/m/ppreru.htm
У меня получилось 1020 автомобилей за период с 1900 год по 1917. Из них подавляющая часть - 659 - собрана заводом Руссо Балт (461 легковых и 198 грузовых), притом по некоторым данным эта цифра должна быть меньше, ну да ладно. Плюс неясно - где собственно Российское производство мелких производителей, а где - просто сборка из ввезенных иностранных комплектов. Тем не менее, 1020 - это некий ориентир. Плюс минус. За период с 1900 до 1917 г.

А теперь данные по другим странам:








Жаль, нет данных по другим автомобильным странам той поры - Бельгии, Чехии, Италии и т.д. Но видим, что за один 1910 год самая слабая в таблице Германия произвела 8100 автомобилей, т.е. в 8 раз больше, что РИ за всю свою автомобильную историю.

Вот они - стартовые условия советского автомобилестроения.

Но на это следует возражение - что страна в ту пору много автомобилей закупала. По одним данным на 1914 год в стране насчитывалось 10 000 автомобилей и РИ занимала по этому показателю 10 место в мире, по другим - 14000 автомобилей и 4 место.

Тратились колоссальные средства на импорт. Нельзя сказать, что Царская Россия не понимала, что нужно развивать свою автопромышленность .

Военное ведомство прекрасно понимало: ждать решения Думы чревато. Игра в «демократию» в лучшем случае закончится к концу 1917 года, если не позже. Потому дожидаться ее финала оно не стало и уже через неделю после утверждения списка Николаем II начало заключать контракты с обозначенными там фирмами.

Акционерное общество «Аксай», что в Нахичевани под Ростовом-на-Дону, обязано было развернуть мощности по строительству полутора тысяч грузовиков типа «Панар-Левассор»; товарищество «С. Рябушинский и А. Кузнецов» построить завод мощностью 750 грузовиков типа Fiat; АО воздухоплавания В. А. Лебедева выпускать 750 малых штабных и 750 санитарных машин типа «Крослей» и «Волслей»; АО «Русский Рено» 1500 полуторатонных грузовиков типа «Рено»; АО «РБВЗ», в Филях под Москвой, должно было развернуть производство полутора тысяч автомобилей «Руссо-Балт С-24/30».

Следовательно, к середине 1917 года Россия ожидала от этих пяти компаний создания производственных мощностей по ежегодному выпуску 6750 машин.

Но, как известно, аппетит приходит во время еды. В мае того же 1916-го Военное ведомство заключает с английским инженерным обществом «Бекос» контракт, по которому в подмосковных Мытищах должен быть сооружен автозавод мощностью в 3000 автомобилей в год. Завод казенный, то есть государственный.

Почти 10 тысяч машин в год это уже что-то. Замах, что там говорить, рублевый! А вот удар оказался копеечным. И выяснилось это очень скоро.



Позже уже советской властью часть этих предприятий будет использована для производства, как тот же АМО, на базе которого впоследствии вырастет ЗИЛ, благополучно похороненный уже в наше время.

Ну а пока гражданская война, разруха, голод.... И только в 30 годы удается выйти на массовое производство грузовых автомобилей, так необходимых народному хозяйству и армии. К концу 30-х СССР выходит по производству грузовых автомобилей на 1 место в Европе и 2 место в мире. Однако этого количества по прежнему не хватает, и в годы войны очень выручают автомобили, поступающие по ленд-лизу.




год автомобили производство, шт.
легковые грузовые автобусы всего
1924 - 10 - -
1925 - 116 - 116
1926 - 366 - 366
1927 3 451 24 478
1928 50 740 51 841
1929 156 1471 85 1712
1930 160 4019 47 4226
1931 * 3915 90 4005
1932 34 23748 97 23879
1933 10259 39101 350 49710
1934 17110 54572 755 72437
1935 18968 76854 893 96716
1936 3679 131546 1263 136488
1937 18250 180339 1268 199857
1938 26986 182373 1755 211114
1939 19647 178769 3271 201687
1940 5511 135958 3921 145390


Данные для таблицы взяты отсюда - http://infotables.ru/avtomobili/26-avtomobili-sssr/140-avtomobili-sssr-proizvodstvo-avtomobilej-v-sssr


Далее тяжелейшая война, победа и снова потребность прежде всего в грузовой технике для восстановления народного хозяйства и обеспечения армии в условиях Холодной войны. Так что у того, что СССР приступил к развитию своего легкового автомобилестроения с запозданием относительно развитых в деле производства автомобилей держав, есть вполне объективные причины.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Иксперд Германыч на линии

    Не безызвестный блогер germanych славен своей ненавистью к клятому совку, рассуждениями о качестве и вкусе советской колбасы (который он…

  • Прощание

    Был на прощании с Олегом Вадимовичем Григорьевым. Я узнал о его существовании в 2012 году. До того, в 2009-12 гг., периодически слушал по радио…

  • Умер Григорьев

    Только что узнал о смерти Олега Вадимовича Григорьева. Мы были знакомы 6 лет. Общение с этим человеком перевернуло моё мировоззрение в своё время,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments